Линейный корабль «Лефорт»


Относился к линейным кораблям 84-пушечного ранга, типа «Императрица Александра». Всего 8 линейных кораблей этого типа было построено в Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе в период между 1826-1844 гг.

Линейный корабль «Лефорт» заложен 18.11.1833. Строитель Я.А. Колодкин. Спущен 28.07.1835, вошел в состав Балтийского флота.

Размеры: 59,8х15,3х7,2. 3500т

В 1836-1838, 1840, 1841, 1843 и 1846 гг. в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. 03.07.1836 на Кронштадтском рейде принимал участие в церемонии встречи Балтийским флотом ботика Петра I. В 1844 и 1847 гг. в составе эскадр ходил в практические плавания в Северное море. Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды в 1848-1850 гг.

В 1851-1852 гг. тимберовался в доке Петра Великого в г. Кронштадте.

Участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг. В мае-июне 1854 года стоял в готовности на Малом Кронштадтском рейде против внешней стенки Кронштадтской гавани на случай прорыва неприятельского флота. В 1855 г. находился в г. Кронштадте. В 1856 и 1857 гг. перевозил войска и грузы между г. Кронштадтом и г. Ревелем (Таллином).

Из рапорта контр-адмирала Нордмана можно получить подробности последнего похода «Лефорта»: 09.09.1857 (22.09.1857 по новому стилю), воспользовавшись попутным юго-западным ветром, отряд в составе однотипных линейных кораблей «Лефорт», «Владимир» и «Императрица Александра» вышел из г. Ревеля в г. Кронштадт для перехода на зимовку в связи с окончанием летней компании.

К вечеру 9 сентября, когда корабли были на подходе к острову Гогланд, ветер усилился до штормового, и командир отряда принял решение: маневрируя, оставаться в этом районе до рассвета, чтобы потом продолжить путь.

Утром 10 сенября ветер переменился на северный со шквалами и снегом. Переходя с галса на галс, эскадра пыталась удержаться на месте между островами Гогланд и Большой Тютерс. Примерно в 7.30 утра, во время очередного поворота на новый галс, порыв ветра положил «Лефорт» на левый бок. Проведя некоторое время в этом положении, корабль опрокинулся и исчез под водой.

Никто не спасся, с кораблем утонули командир - капитан 1-го ранга Кишкин, 12 офицеров, 743 матроса, 53 матросские жены и 17 детей, всего 826 человек.

Следственная комиссия, опросившая всех свидетелей событий, не смогла прийти к окончательной версии причины произошедшего, и в рапорте комиссии указывается: «Гибель корабля «Лефорт» представляет собой одно из тех событий, которые, к счастью, случаются весьма редко, и причины которых, к сожалению, несмотря на всю энергию следователей, остаются неразгаданными...». «Не на одном только морском сословии отозвалась эта катастрофа, много убитых горем, сирот и семейств, долго в разных уголках России оплакивали близких им, долго в будущем, несмотря на новые несчастья, «Лефорт» будет для каждого тяжелым и грустным воспоминанием. В том же далеком будущем, когда воспоминание о «Лефорте» изгладится совершенно, как и все изглаживается в мире, напоминать о нем будет фантастическая картина профессора Айвазовского, помещенная в Кронштадтской морской библиотеке".

До гибели в 1994 году пассажирского парома «Эстония», гибель «Лефорта» была самой крупной морской трагедией на Балтике в мирное время.

Линейный корабль «Лефорт» обнаружен экспедицией «Поклон кораблям великой Победы» 4 мая 2013 года при обследовании гидролокатором дна севернее острова Большой Тютерс с целью поиска погибшей в 1942 году подводной лодки Щ-320. Остов «Лефорта» лежит примерно в 5 милях севернее о. Большой Тютерс, на глубине около 70 м. Из-за большой глубины залегания и особенностей воды в Финском заливе корабль сохранился в прекрасном состоянии. Из видимых повреждений - только сломанные, видимо, во время гибели мачты и бушприт и частично сорванная рыбацкими сетями декоративная обшивка корпуса корабля.

Источники:
1. Чернышев А.А. Российский парусный флот Т.1, 1997.
2. Конкевич Л. Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота, 1874.

Михаил Иванов
 
При поддержке

 
 
© Все материалы, размещённые на сайте, принадлежат НП «Разведовательно-водолазный клуб» и К.Р.Богданову

Сайт и модель корабля созданы компанией D3 Media