29 июня 2013 года началась первая экспедиция по исследованию корабля «Лефорт», найденного в мае 2013 года участниками проекта «Поклон кораблям Великой Победы» недалеко острова Большой Тютерс в Финском заливе Балтийского моря.

Основной целью экспедиции был сбор информации, съёмка фильма для телеканала РТР и создание виртуального музея, посвящённого этому уникальному паруснику. Экспедиция имела беспрецедентный характер. В качестве базового корабля для команды дайверов Балтийский флот России и Министерство обороны выделили гидрографическое судно «Сибиряков». Погружения совершались с борта катера РК-311.

Участники экспедиции совершили более десятка погружений на глубину до 70 метров. Внешние части корабля и пространство вокруг обследовались подводным телеуправляемым аппаратом «Фалькон».

Проект «Лефорт Балтийская легенда» стал частью благотворительной программы, приуроченной к 20-летию компании «Транснефть», оказавшей финансовую поддержку как на этапе проведения погружений, так и на этапе работы над проектом виртуального музея. Организатором экспедиции выступил НП «Разведовательно-водолазный клуб» при поддержке депутата Государственной Думы России, генерала армии Николая Ковалёва и Русского географического общества. Техническим спонсором экспедиции выступаетстала компания «Тетис Про», предоставившая оборудование для проведения серии погружений на глубину 70 метров, а так же обеспечивающая работу телеуправляемого аппарата для подводной видеосъемки.

Линейный корабль «Лефорт» обнаружен экспедицией «Поклон кораблям великой Победы» 4 мая 2013 года при обследовании дна гидролокатором «Неман-ГБОЭ» севернее острова Большой Тютерс с целью поиска погибшей в 1942 году подводной лодки Щ-320.
 

3D ПАНОРАМА ЭКСПЕДИЦИИ

 
 
 

Путевые заметки

Едем прямо на восходящее солнце, повисшее над кронами деревьев. До Ломоносова – запланированного места сбора и выхода экспедиции осталось 170 км. Там нас должно ждать гидрографическое судно министерства обороны РФ «Сибиряков», экспедиционный корабль, на котором нам предстоит жить и работать следующую неделю.

Наша машина первая в тройке на трассе. В 120 км позади машина Константина Богданова и Ольги Акуловой. Третья машина, идущая транзитом из Геленджика с Сумбатом Александровым и Николаем Кудряшовым затерялась далеко позади, застряв в пробках еще на выезде из Москвы. Остальные члены экспедиции уже должны ждать нас в Ломоносове. Второе экспедиционное судно – РК-311 проекта «Фламинго» Андрея Синицина планирует сегодня выйти с Васильевского острова и присоединится к нам уже в районе острова Гогланд. Именно с борта РК-311 в мае этого года Евгений Тутынин, сотрудник НИИ Приборостроения и участник экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы 2013», первым увидел на экране гидролокатора «Неман-ГБОЭ» корпус парусника.

Это произошло в конце изнуряющего дня 4 мая. Накануне была найдена подводная лодка С-9, погибшая в 43 году на немецком минном поле в районе банки Неугрунд юго-восточнее острова Большой Тютерс. Мв планировали провести повторное погружение на С-9 с для фото и видеосъёмки и выбора места установки мемориальной таблички. Но нашим планам в этот день не суждено было сбыться. Буквально не доходя мили до точки погружения пограничники передали капитану нашего судна РК-311 сигнал, предписывающий прекратить движение. Основанием для запрета послужило то, что ФОРМАЛЬНО в выданном разрешении на проведение поисковых работ были определены только два района: район острова Большой Тютерс и район острова Гогланд.

Балтика лежала, как зеркало, солнце грело не по-майски горячо, на палубе стояло собранное и готовое к погружению снаряжение, а мы ловили мобильную сеть и пытались найти тех, кто поможет нам решить эту проблему «лишней мили». Когда же пограничники запросили руководителя экспедиции Константина Богданова прислать факсом оперативному дежурному погрануправления по Санкт-Петребургу письмо с запросом на разрешение погружений в нужном нам районе, прекрасно понимая, что он находится в центре Финского залива и никакого факса на борту катера нет, было принято решение идти на поиски второй цели экспедиции – подводной лодки Щ-320, предположительно погибшей севернее острова Большой Тютерс.

Район поисков укладывался в разрешенный нам район. пока мы занимались составлением письма в погранслужбу и решением вопроса, как же его передать по факсу оперативному дежурному, остальные члены экспедиции поочередно дежурили у экрана ГБО, рисующего профиль дна над бывшим немецким минным полем. В районе, обозначенном Михаилом Ивановым, как наиболее вероятное место гибели, Щ-320 не была обнаружена. Решено было пройти весь маршрут форсирования немецкого минного поля, которого должны были придерживаться капитаны советских подлодок в 1042 году. Было такое понятие «рекомендованный маршрут». Прошло часа четыре. Уже напрашивалось решение свернуть поиск и направляться в сторону бухты острова Гогланд, как вдруг на последней линии минных заграждений раздался Женин крик из трюма – «Есть объект на дне, поворачивай».

Все бросились к экрану. Крупный веретенообразный объект, длинной около 60 метров. По обводам явно не подводная лодка. Начинаем собираться на погружение и вдруг выясняем, что глубина по грунту 70 метров. В спарках забит Тх 21/35. Никак не проходим, ни по кислороду, ни по азоту. Заставляем оторваться себя от снаряжения и с грустью и завистью помогаем собраться Михаилу Иванову. У него аппарат замкнутого цикла, а газовая смесь позволяет погрузиться на эту глубину.

Два часа томительного ожидания, затем уже на борту эффектно выдержанная Михаилом после выхода из воды пауза и фраза «Господа, час назад я был на Лефорте».

Сложно передать эмоции, охватившие в тот момент членов экспедиции. Усталость и раздражение от ситуации превращаются в эйфорию и восторг от свершившегося. И понимание того, насколько судьба целенаправленно вела нас к этой находке. Ведь именно непонимание между экспедицией и представителями погранслужбы и послужило причиной обнаружения ещё одной и, пожалуй, самой яркой Балтийской Легенды. На следующий день конфликт был улажен и в дальнейшем погранслужба ФСБ России способствовала проведению экспедиции. Но не возникни он 4 мая 2013 года, линейный корабль Лефорт возможно до настоящего момента так и не был бы обнаружен.

Иванов Алексей

30 июня 2013 года

Алексей, в двух словах, как прошел первый день экспедиции, как обстановка?

Сегодня весь день прошел в ожидании хорошей погоды. В 11 утра к нам подошел рейдовый катер РК-311, с которого мы непосредственно и будем погружаться ежедневно. Погода не позволила ему пришвартоваться к «Сибирякову», и он ушел за остров Гогланд. Мы приняли решение подойти к нему, то есть мы сейчас спрятались за островом Гогланд. Далее по прогнозам ночью ветер должен лечь, и завтра в 5.00 утра планируем выход первой группы на «Сибиряков».

Значит, сегодня погружений не было?

Сегодня вот только что вышли с чек-дайва, провели его в бухте острова Гогланд, но непосредственно на «Лефорт» сегодня не погружались. Завтра обещают «окно» в погоде. В это «окно» мы попытаемся на него попасть.

Какие у вас ощущения от чек-дайва? Как вы оцениваете взаимодействие между различными службами и командами экспедиции по его итогам?

Хорошо. Пока идет притирание между членами команд, сформированы команда видео, команда фотосъемок. В кают-кампании на борту «Сибирякова» моделируются и отрабатываются задачи взаимодействия оператора и осветителей для 3D-фото и для видео. То есть где будет располагаться оператор, как будет ставиться свет, кто его будет держать, как будет производиться перемещение. Ну, и, полностью подготавливается оборудование, забиваются все возможные баллоны, чтобы, как только будет погода сразу приступить к погружениям.

Алексей, уточните пожалуйста, какие именно команды сформированы на «Сибирякове» и какие основные задачи перед ними поставлены?

Сформированы 3 основных команды, которые будут работать каждая по своим задачам. Команда, которая будет проводить исследование и установление причин гибели «Лефорта», составит план расположения парусника на дне, попытается проникнуть на нижние палубы и в трюма. Команда, которая будет заниматься 3D-фото, то есть созданием 3D-панорам, и команда, которая будет заниматься видеосъемкой.

Хорошо, тогда желаем вам удачи на следующий день, хорошей погоды и успешного выполнения основных планов! До связи завтра вечером!

Хорошо! Спасибо! До связи!

1 июля 2013 года

Алексей, добрый день!

Добрый день!

Проходит второй день экспедиции, и в первую очередь интересно узнать, позволила ли погода совершить первые погружения?

Да, сегодня погода дала, наконец-то, «окно» без ветра. В 7 утра весь состав экспедиции вышел в район погружения, прошла первая серия погружений по расписанным задачам. Основная часть дайверов, которая в первый раз на этом объекте, провела ознакомительное погружение, внешний осмотр, чтобы понимать, как дальше работать на этом объекте. Те люди, которые были в майской экспедиции, кто уже не в первый раз на корабле «Лефорт», выбирали место под размещение камер для 3D-моделирования. Была выбрана ютовая надстройка, на ней разместили штатив, и, в принципе, на этом задачи для первого погружения были завершены. Михаил Иванов, как один из самых опытных наших дайверов, эксперт нашей экспедиции по этому району и по этому объекту, провел внешний осмотр корабля по грунту.

За счет того, что временное «окно» расширилось, это позволило тем, у кого были готовы газовые смеси, провести второе погружение в течение одного дня. Вот, только что вернулись с погружения, отработали запланированные задачи по видео фиксации нижнего штурвала и задачи по 3D-моделированию. Вот это результаты первого дня.

Какие ваши ощущения от увиденного именно в эмоциональном плане? Насколько ожидания совпали с реалиями?

Видимость, практически, та же самая, которая была в мае, то есть в лучшем случае это 4-5 метров. Ожидали, конечно, лучшей видимости, так как в мае видимость обычно хуже из-за талых вод. Но и теперь видимость не особо хорошая. У тех, кто погружался в первый раз на объект, это конечно, очень сильные эмоции. На такой объект, именно на деревянный парусник таких размеров в мире погрузиться возможности практически нет, а в России других подобных объектов нет вообще. Просто представьте, что деревянная мачта – в два-три человеческих охвата!... И это только мачта.

А с точки зрения профессиональных каких-то аспектов, насколько трудным ожидается выполнение задуманного? Все представляется вполне достижимым, или по результатам первого дня, первой оценки ситуации, есть какие-то «засады»?

Самые большие трудности будут с 3D-моделированием, потому, что очень плохая видимость, и свет, который мы имеем, не позволяет пробить ту взвесь, которая есть на палубах и во внутренних помещениях. Свет дает очень ровную засветку по всей плоскости, и, фактически, не видно картинки, не видно деталей. Фотоаппараты не работают в автофокусе, приходится переходить на ручную фокусировку. Максимальные сложности будут именно с 3D-моделированием. Видео съемка – она пройдет, установление причин гибели и проникновение во внутренние помещения, они, в принципе, прогнозируемы и предсказуемы, больших сложностей с этим пока не видно, а вот именно панорамная съемка, она вызывает уже сейчас большие трудности.

Понятно… Какие основные планы на завтрашний день?

Завтра до обеда, до 14.00 обещают сильный ветер, поэтому первая половина дня – это подготовка, забивка газовых смесей, проверка снаряжения. На завтра планируется установка на борт РК-311 управляемого аппарата «Фалькон» попытка максимально провести обследование телеуправляемым аппаратом. Обследование палубы, обследование внешних деталей, поиск колокола, поиск по периметру каких-то особенностей., чтобы сосредоточить дайверские задачи уже на тех объектах, что обнаружит аппарат.

Хорошо, желаем вам удачи, точного исполнения планов и благоприятного стечения обстоятельств! До связи завтра!

Спасибо! До связи!

Интервью с Алексеем Ивановым провел Антон Ноздрин,
Подводный портал Тетис.

Отчет Михаила Иванова о первом в рамках экспедиции погружении на «Лефорт»

На первом погружении, на обломанной грот-мачте был установлен стационарный спусковой конец, для того, что бы в последующие дни не тратить время на буйкование рэка и можно было бы швартовать экспедиционное судно прямо над «Лефортом».

Далее было осмотрено дно под гальюном и транцем, для обнаружения носовых и кормовых украшений корабля. В результате были найдены фрагменты позолоченного носовой орла, и части украшений транца.

Также были осмотрены орудийные порты и пушки левого борта, с целью проверить их сохранность и состояние.

Кроме того, была замерена глубина по дну вокруг корабля, что бы определить насколько «Лефорт» замыт в грунт. По результатам стало ясно, что корабль ушел в грунт до уровня жилой палубы.

Телефонное интервью с Константином Богдановым, руководителем экспедиции, для Подводного портала Тетис.

Здравствуйте, Константин!

Добрый день!

У нас в настоящий момент, как я понимаю, где-то середина экспедиции, поэтому впечатлений много, с чего лучше начать?

Если середина, то уже можно подвести какие-то итоги? И, конечно же, интересно знать, как идет работа с телеуправляемым подводным аппаратом, удалось ли спустить его на воду?

Погода наконец-то позволяет нам нормально работать, поэтому вчера во второй половине дня погружения были возобновлены. Промежуточные итоги таковы. Во-первых мы вроде бы отработали, в общем, пришли к пониманию того, как нужно делать круговые панорамы в условиях не очень хорошей видимости в балтийской воде. Поэтому сегодня у нас в планах попытаться получить первые круговые панорамы. Плюс продолжаем делать видеосъемку и обследовать верхнюю палубу и ютовую надстройку. Состоялось первое погружение телеуправляемого аппарата «Фалькон». Опыт интересный, конечно. Опыт интересный потому, что аппарат дает очень хорошую картинку и, конечно, видит такие подробности, которые во время погружения человеческий глаз может не заметить. Поэтому использование этого аппарата существенно облегчает задачу разведки каких-то деталей. Сегодня мы, возможно, будем дальше его использовать для прохождения глубокой части, там, в районе 65-67 метров, вдоль борта, потому, что есть предположение, что часть фрагментов внешней обшивки корабля, часть фрагментов украшений и в том числе, может быть и буквы названия, от времени и от воздействия тралов и сетей могли отвалиться и лежать где-то рядом с корпусом. Одна из задач аппарату, а вернее оператору на сегодня – попытаться их найти.

Скажите, волнение на море затрудняет каким-то образом работу управляемого аппарата, и если да, то насколько?

Волнение? Для самого аппарата волнение не играет по сути никакой роли. Очень много зависит от того, какое судно-носитель. У нас основное судно типа «Фламинго», и, конечно, волнение 2-3 балла чувствуется хорошо. Тут скорее неудобство для оператора и для команды-обеспечения, которая должна находиться на борту и вытягивать кабель, с которым работает «Фалькон». Это как минимум два-три человека, и для них волнение на небольшом судне-носителе может играть существенную роль. Если работать с большого гидрографа или какого-то более-менее остойчивого корабля, то никаких трудностей работать в плохую погоду не было бы вообще. Самым критичным моментом является возможность зацепа кабеля за какие-то части или обломки корабля, вот это, по-моему, единственная угроза, а так, в общем, аппарат очень помогает решать экспедиционные задачи, именно вот такие, исследовательские с точки зрения наружного корпуса.

Аппарат находится в воде одновременно с дайверами?

Нет, мы его выпускали потом, потому что его подруливающие винты при приближении к корпусу или палубе корабля все-таки поднимают муть. А поскольку наша основная задача фото и видео, то работа происходит таким образом, что мы четко разделяем рабочие зоны для группы, снимающей видео, отдельно работает группа, снимающая фото, по вчерашнему дню они даже шли одна за другой, для того, чтобы не мешать и не мутить друг другу. Потому что на корабле, видимо, и от времени, и от структуры дна, и от того, что там много «тканических» вещей, это и огромное количество человеческих тел, это и элементы такелажа, это и, собственно, само дерево, оно все-таки как-то разрушается, поэтому очень такой хороший слой, даже не ила, а взвеси, которая при малейшем движении поднимается, и видимость резко ухудшается. Поэтому мы рабочие группы максимально разделяем.

Понятно… Наверно, тогда, по традиции, в двух словах осветите планы на завтрашний день…

На сегодняшний день. Сегодня мы планируем сделать первые панорамы, и поскольку еще идет съемка документального фильма про корабль Лефорт, мы постараемся сделать хорошие кадры. Потому что, все-таки вот вчерашний день что показал… Как-бы не относились к Лефорту, что это находка, историческое событие и так далее, наше ощущение, в первую очередь, что это большая братская могила. И при каждом погружении, при каждом новом проходе по палубе глаз отмечает все новые и новые подробности этой трагедии. Большое скопление людей вокруг мачт, видимо они при крушении цеплялись за мачты. Большое количество людей в каютах, люди вдоль борта, вот как они хватались за ванты, за элементы такелажа, пытались удержаться, чтобы их не смыло за борт, так они и остались. Где-то там несколько черепов, где-то руки, ноги, и в любом случае это надо учитывать, потому, что, например, вчера в какой-то момент часть техники, видеоаппаратуры, отказала. Фотоаппарат заглючил, камера, там, залипла, еще что-то, еще что-то… Вот такие вещи, они….

Мистическое какое-то влияние есть, да?

Ну, нет, конечно, это может быть случайность, но учитывая профессиональный уровень членов нашей команды предположить, что кто-то забыл пристегнуть или нажал не на ту кнопку, когда люди с этим оборудованием не один год живут, работают и снимают, я не могу, поэтому все-таки какие-то такие вещи есть…

Да, не простая задача перед вами стоит.

Да.

И что хочется сказать еще. Конечно, очень важно хорошее оборудование. Вот у меня такая интересная история, личное впечатление, что костюм Whites, в которых мы проводим погружения, подошел удивительным образом. У меня вообще проблема, каждый раз, когда я использую какой-то сухой костюм, нет такого размера ноги. Приходится отрезать штатные боты или носки, заказывать дополнительно на свой большой размер ноги, и переклеивать, причем опыт переклейки в большинстве случаев неудачный, снимать-одевать становится неудобно. Вот костюм Whites не только налез сразу и, как говорится, по всем параметрам, но и боты, которые к нему идут в комплект, тоже подошли. Поэтому я, в общем-то, в такой экспедиции впервые в жизни ныряю в таком абсолютно комфортном сухом костюме, который подходит мне по всем параметрам и с ним ничего предварительно не надо концепционно дорабатывать. Тоже такое вот наблюдение интересное. Ну и, конечно, на таких погружениях, в таких условиях погружений, когда вода 4 градуса на дне, и видимость… Ну, видимость есть, но нужен очень хороший свет, конечно очень важно хорошее оборудование и важен комфорт.

А какие используете поддевки?

Поддевки аквалунговские, Aqua Lung.

Хорошо. Тогда пожелаем вам удачи в таком трудном деле, сделать в таком неоднозначном месте хороший, качественный, интересный, но не очень нагруженный репортаж. Будем рады, если будете высылать нам, ну, конечно, не сшитые панорамы, но какие-то подробные снимки самого судна, его фрагментов, деталей интерьера, пусть и не в идеальном качестве, будем с удовольствием их публиковать.

Хорошо. Но к хорошим фотографиям мы еще только приближаемся, потому что у нас шторм, скажем так, переменчивая погода, и из трех экспедиционных дней мы полноценно ныряем полтора. Но будем стараться!

Хорошо, спасибо! Желаем удачи! До связи!

Спасибо! До свидания!


Интервью с Константином Богдановым
провел Антон Ноздрин,
Подводный портал Тетис.

4 июля 2013 года

Алексей, здравствуйте! Как у вас развиваются события сегодня?

Антон, добрый день!

Погода у нас полностью наладилась, сегодня полный штиль. Вчера тоже погода была очень хорошая. Отработали хорошо, была отснята видео-картинка, была отснята одна 3D-панорама, но из-за плохой видимости по результатам пока не понятно, хорошая она получилась или нет. Специалист пока не обрабатывал картинку, то есть технически съемка произведена, но результат пока не понятен.

Группа, которая работает с Романом Прохоровым на археологию, произвела внешний осмотр корабля, подсчёт орудийных портов. Вчера была развернута мерная линейка между фок и грот-мачтой, чтобы можно было уже привязываться, измерять расстояния и составлять точный план-схему корабля в масштабе. Это то, что было сделано за вчерашний день.

Сегодня с утра группа, которая работала с видео, сняла нос, обломок бушприта, гальюнные трубы, сняла шлюпку. Группа, которая занимается 3D-панорамами, сняла технически 3 панорамы, результаты которых пока оценить сложно, поскольку предстоит процесс обработки. И группа, занятая на археологии, произвела поиск надписи за кормой, на грунте. Надпись не найдена, поскольку, скорее всего доска, на которой была надпись, оторвана. Похожую доску нашли, но она очень большого размера, ее ни перевернуть, ни поднять не представляется возможным. Также группа произвела подсчёт пушек по правому борту, опердека и первого гандека. Второй гандек закрыт и порты закрыты, поэтому посчитать пушки сложно. Ну, и, эта же группа спустилась на грунт в районе носа корабля и произвела осмотр носовой фигуры.

Настроение у всех боевое, сейчас идет забивка аппаратов и уходит работать на «Лефорт» робот. И вечером, часиков в семь, планируется вторая серия погружений на сегодняшний день.

Интервью с Алексеем Ивановым провел Антон Ноздрин,
Подводный портал Тетис.

5 июля 2013 года

Вчера были в море до полуночи, погружения проводились в сокращенном составе, так как усталость все таки накапливается и совершать два длительных декомпрессионных погружения в течении одного дня тяжело. Под водой работали три команды. Михаил Иванов проводил осмотр всех внутренних помещений корабля, Евгений Абрамов и Сумбат Александров провели техническую видеосъемку второй шлюпки, обнаруженной на грунте в районе кормы левого борта. Так же в этом районе обнаружено значительное количество фарфора и кухонной утвари, видимо вымытой из адмиральского салона за то время, пока корабль находился на дне. Никакие артефакты по общей договорённости со дна в рамках этой экспедиции не поднимаются, все найденное оставляется на своих местах, единственное, проводится легкая очистка артефактов для их фото и видеофиксации.

Так же в рамках вечернего погружения была найдена наиболее удачная форма взаимодействия НТПА «Фалькон», предоставленного компанией «Тетис Про» и дайверов. Робот ушел под воду перед входом команд и очень детально отработал техническую съемку кормы, правого борта, носа и грунта в районе носа. Благодаря накопленному в ходе погружений дайверов опыту и знаниям особенностей корабля удалось очень точно вывести робота в район съемки и подробно отснять необходимый материал. Фалькон значительно расширяет возможности дайверов, позволяя детально рассматривать фрагменты корабля, особенности конструкции, дополнять картину трагедии не ограничиваясь по времени и запасу газа, а так же проводить подсчеты пушек, артефактов, проводить замеры глубины и расстояний

В ходе вечерних погружений произошла забавная ситуация. Так совпало, что одна группа находилась на декомпрессии, а вторая группа ушла на корабль встретились в одной точке. Слитный выдох двух групп дал большой выброс газа на поверхность в одной точке. Командой обеспечения это было воспринято как признак аварийной ситуации и было принято решение повторно спустить «Фалькон» и провести подсчет дайверов, находящихся под водой. В итоге всю почти часовую декомпрессию нас развлекал робот, крутящийся вокруг ходовика и периодически подмигивающий глазками – фарами.

На сегодня в планах отдых в первой половине дня и во второй половине погружение, которое к сожалению станет заключительным в рамках этой экспедиции. На завтра дают штормовое предупреждение да и нашему гостеприимному «Сибирякову» пришла команда возвращаться в порт приписки. Поэтому сегодня ночью мы возвращается в Санкт-Петербург и экспедиция завершается.

Хотелось бы сказать пару слов по поводу снаряжения. На собственный взгляд, и думаю многие со мной согласятся, что основные критерии качества подводного снаряжения это в первую очередь его надежность и удобство использования. Практически все дайверы экспедиции, погружающиеся на открытом цикле, используют на спарках и декомпрессионных стейджах регуляторы фирмы Апекс. Такие же регуляторы стоят на белаутах CCR. На спарках это ТЕК3 и DS4 со второй ступенью XTX 50, на декобаллонах ХТХ 40 с первой ступенью DST. Условия погружения тяжелые, на корабле температура не превышает 4 градусов. На декомпрессии чуть теплее. В настоящий момент в рамках экспедиции проблем с регуляторами не было. И если в майской экспедиции приходилось периодически переключаться на бекап на дне и в ручную открывать и закрывать вентиль декомпрессионного баллона в такт дыханию из-за подмерзания регуляторов, то сейчас этого нет. В той экспедиции использовались регуляторы других производителей. Борьба со снаряжением съедала значительную часть донного времени. Сейчас получается полностью сосредоточиться на целях погружения, не следя за каждым вздохом и прислушиваясь, не начала ли хрюкать первая ступень на спарке. Апексы дают очень стабильное легкое дыхание, независимо от того, стоишь ты на декомпрессии или делаешь какую-либо тяжелую работу на корабле.
 
 
© Все материалы, размещённые на сайте, принадлежат НП «Разведовательно-водолазный клуб» и К.Р.Богданову

Сайт и модель корабля созданы компанией D3 Media